Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера.
Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера. И смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. 22 ноября 1941 года ледовая Дорога жизни, носившая официальное наименование «Военно-автомобильная дорога №101 (№102)», начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.
Дорога жизни официально функционировала по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.