Информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем
свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых
резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже
детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в
образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о
рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах
предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и
проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по
информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть
использованы для организации работы с родителями и детьми.
Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов,
представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1 Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие
к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу — в
настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в
результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего
ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
ожоги;
падения с высоты;
утопления;
отравления;
поражения электрическим током;
дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах);
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации
здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском
возрасте чаще всего являются:
отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;
неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр,
занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей:
любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного
опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно
познавая окружающий мир;
в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости,
неосторожного поведения ребенка;
в возрасте от 10 до 14 лет и старше — вследствие борьбы за лидерство. Так, у
детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными,
самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся
утвердиться в среде сверстников;
бурная энергия и активность — факторы, способствующие возникновению
несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою
«нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся
интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии
нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная
возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2 Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев
должна вестись в следующих направлениях:
создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;
систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1
организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные
развивающие занятия;
2
ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных
средств и веществ;
3
запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и
здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах,
местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4
обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка
(обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих
родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с
использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1
информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках,
влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах
избежания несчастных случаев;
2
регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения
в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3
обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к
опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей,
формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей,
особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных
рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
4
обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего,
обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
1
Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить
свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать
считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при
таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2
Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного
поведения.
3
Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему,
что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4
Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь
осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно
следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно
выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так.
Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо
объяснить детально.
5
Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на
предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение
несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно
понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и
развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при
инструктировании ребенка.
6
Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде.
Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и
менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по
дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или
иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами,
механизированными инструментами.
7
Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с
другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу
воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить
возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять,
как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход
убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8
Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей,
их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если
родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного
поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3 Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к
ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими
веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного
пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым
ударом).
Для предупреждения ожогов:
ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут
вызвать ожоги;
запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без
присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает
солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из
натурального хлопка, льна;
защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами,
полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов А и В;
избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых
солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);
нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30
минут до выхода на улицу;
находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6
минут и 8-10 минут после образования загара;
принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время
которых ребенок должен быть в тени;
избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно
голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и
отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару,
больше пить;
не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность
солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии
можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными
перерывами нахождения в тени и прохладе;
загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в
утренние и вечерние часы;
приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе
на море, пить не меньше 2-3 литров в день;
протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться
и принимать прохладный душ;
научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за
помощью.
3.2 Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных
местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а
также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
запретить детям играть в опасных местах;
не оставлять детей без присмотра на высоте;
объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,
необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во
время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на
большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных
приспособлений;
обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах;
объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
3.3. Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка
с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в
пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в
специально маркированной посуде;
давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем
случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей
другого возраста;
не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что
пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
3.4. Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в
запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
запретить детям играть в опасных местах;
объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
3.5. Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину
или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;
обеспечить его защитными средствами в случае, если ребенок не умеет плавать;
напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением
водоема.
3.6. Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых
коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата
и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать
голеностопный сустав;
научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его
к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной
постановкой голеностопного сустава;
научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами — пригласите
опытного роллера;
обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем — это
предупредит основные травмы; требуйте их использования ребенком;
научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
запретить кататься вблизи проезжей части;
научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть
внимательным.
3.7. Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного
движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать правила
дорожного движения;
научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах,
на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных
средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности
не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63
ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой
машины;
использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни
безопасности;
научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде.
Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные
приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге
необходимо:
не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п.,
кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных
местах;
соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в
железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки
пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — это
средство спасения жизни и здоровья ребенка!
Информация по материалам сайта Центра психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи Василеостровского района http://pms-centr.spb.ru/